Картины импрессионистов

Клод Моне

Эпизоды из жизни: Одержимость светом и цветом.

Клод Моне: коллекция

Клод Моне: жизнь и творчество

Клод Моне в музеях

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

КАРТИНЫ МОНЕ породили новое течение в живописи - импрессионизм, а сам Моне признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. На протяжение всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма - запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне - это пейзажи) и работать на открытом воздухе.

РАБОТА НА ПЛЕНЭРЕ

Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Еще в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды маслом. В 1840 годах, следуя его примеру, группа французских художников собиралась в деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло с целью рисовать пейзажи, которые должны изображать "подлинную природу". Камиль Коро, которого многие импрессионисты высоко ценили за его неидеализированный взгляд на природу, также писал маслом на пленэре, призывая художников "следовать своему первому впечатлению".

Наиболее важную роль в становлении Моне как художника сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом, специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые он создавал на открытом воздухе. Буден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. "Неожиданно пелена спала с моих глаз", - писал позже Моне.

Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом, который старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем: "Он был человеком, который окончательно развил мое зрение".

ЧТО ВИДИТ ГЛАЗ НА САМОМ ДЕЛЕ

Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: "Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, - о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте - маленький синий квадрат, там - продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами". Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИДЕЯ

Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине "Каменотесы" или авангардные работы Мане "Завтрак на траве" и "Олимпия". Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма.

НОВАЯ ТЕХНИКА

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что "первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен".

Совершенно по-новому,   революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет - это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне "Бульвар Капуцинок" (1873).

Клод Моне "Бульвар Капуцинок" "Бульвар Капуцинок". 1873 г.
Холст, масло, 79.4x59 см.
Музей искусств Нельсона-Аткинса,
Канзассити, Миссури

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Очень интересно проследить, как на протяжении долгой жизни менялось отношение Моне к изображаемым объектам. Несмотря на то, что он постоянно был поглощен игрой света, на ранних своих картинах Моне чаще всего изображал на фоне ландшафта написанные в привычной манере человеческие фигуры.

Однако ближе к 1880-м годам Моне все больше начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.

СЕРИИ КАРТИН

Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.

Клод Моне "Стог сена в Живерни"

"Стог сена в Живерни". 1886 г.
Холст, масло, 60.5x81.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Клод Моне "Руанский собор"

"Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень".
1893-1894.
Холст, масло, 107x73 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Серия тополя

Эти тополя росли на берегу реки Эпт неподалеку от дома Моне в Живерни, и летом 1891 года художник начал рисовать их в разное время дня, сидя в своей знаменитой лодке.

Клод Моне "Тополя на Эпте. Осень"

"Тополя на Эпте. Осень". 1891 г.
Холст, масло, 100x65 см.
Частная коллекция

Клод Моне "Тополя на Эпте"

"Тополя на Эпте". 1891 г.
Музей искусств, Филадельфия.

Когда Моне узнал о том, что эти тополя собираются срубить, он немедленно купил участок земли, на котором они росли, и продолжал свою работу на протяжении всей осени 1891 года. В результате у него получилось 20 картин, запечатлевших эти тополя в разное время года и при различном освещении.

Британские впечатления

На манеру Моне очень сильно повлияли работы английского пейзажиста Дж.М.У.Тёрнера. Моне очень интересовался творчеством Тёрнера и с восхищением отзывался о его знаменитых картинах.

Сам Моне писал пейзажи Темзы с 1899 по 1904 год. Предполагая, что его лондонские картины будут сравнивать с работами Тёрнера, он воспринял это как вызов и принял его. Когда Моне представил свои картины на выставке 1904 года, критики были потрясены мощью таланта художника.

Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1904 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, - это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля худождника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

Клод Моне "Парламент, Лондон"

"Парламент, Лондон. Солнце, пробивающееся сквозь туман".
1904 г.
Холст, масло. 81х92 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Клод Моне "Парламент, эффект тумана"

"Парламент, эффект тумана".
1904 г.
Холст, масло, 82.6x92.7 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Кувшинки

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.

Клод Моне "Водяные лилии"

"Водяные лилии". 1906 г.
Холст, масло. 87,6х92,7 см.
Институт искусств, Чикаго.

Клод Моне "Кувшинки"

"Кувшинки". 1916 г.
Холст, масло. 200х200 см.
Национальный музей Западного искусства, Токио.

По материалам "Художественная галерея. Моне", №1, 2004 г.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.