Картины импрессионистов

grit size

Поль Синьяк

Поль Синьяк: коллекция

Поль Синьяк в музеях

СИНЬЯК Поль (1863-1935) - французский живописец,  график, теоретик искусства, общественный деятель, один из основоположников неоимпрессионизма.

Родился в состоятельной семье владельца магазина. Не получил систематического художественного образования. Творческая манера сформировалась в основном под влиянием творчества импрессионистов, в особенности К.Моне ("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Бриак. Крест моряков", 1885, частное собрание, Париж; "Сена в Аньере", 1885, частное собрание, Париж). После знакомства с Ж.Сёра с увлечением изучает научные работы Э.Шеврейля, Г.Л.Ф.Гельмгольца и др., посвященные закономерностям взаимоотношений света и цвета. Удостоверившись на практике, что звучание цвета усиливается, если краски не смешивать на палитре, а наносить их на холст мелкими мазками, П.Синьяк начинает писать раздельными точками чистого цвета и становится активным пропагандистом и теоретиком нового художественного метода - дивизионизма, или пуантилизма.

Главное место среди пейзажных работ П.Синьяка занимают марины с изображением средиземноморского побережья Франции.

В 1887 г. он побывал в небольшом южном городке Коллиур и написал там серию работ в новой живописной манере, отмеченных сильным влиянием Ж.Сёра ("Порт Коллиур", 1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Вид Коллиура", 1887, частное собрание, Нью-Йорк). В них художник тонко и удивительно верно передает все особенности средиземноморского освещения, используя для этого причудливую мозаику из мелких мазков синего, фиолетового, зеленого, желтого и красного цветов.

Принимая в целом манеру Ж.Сёра, П.Синьяк тем не менее приспосабливает ее к своему видению мира, отказываясь от космического восприятия окружающей природы.

Поль Синьяк "Красный буй"

"Красный буй". 1895 г.
Холст, масло. 81х65 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Поль Синьяк "Порт Сен-Тропе"

"Сен-Тропез". 1899 г.
Музей Аннонсиад, Сен-Тропе.

П.Синьяк всегда стоит на земле и отсюда воспринимает все происходящее, поэтому природа на его полотнах более обыденная, а потому более близкая и знакомая ("Пинии и паруса", 1896, частное собрание; "Песчаный берег моря", 1890, ГМИИ, Москва; "Лодки на солнце", 1891, частное собрание; "Красный буй" , 1895, Музей Орсэ, Париж; "Сен-Тропез" , 1897, Музей Аннонсиад, Сен-Тропез; "Порт Роттердама", 1907, Музей Бойманс-ван Бейнинген, Роттердам; "Марсельский порт", 1907, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Сосна в Сен- Тропезе", 1909, ГМИИ, Москва).

Поль Синьяк "Порт в Марселе"

"Марсельский порт". 1906 г.
Холст, масло. 46х55 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Поль Синьяк "Сосна, Сен-Тропе"

"Сосна в Сен-Тропезе". 1909 г.
Дерево, масло.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва.

Работу в мастерской П.Синьяк предпочитал работе на открытом воздухе, считая, что техника масляной живописи мало подходит для пленэра, поэтому его акварели, выполненные на натуре, темпераментнее и живее его картин.

П.Синьяк очень много путешествовал по Франции, он побывал также в Голландии, Италии, на Корсике, в Константинополе, привозя из своих поездок работы с изображением великолепных пейзажей, увиденных глазами художника, влюбленного в жизнь ("Тартаны, разукрашенные флагами", 1893, Городской музей Вупперталь; "Папский дворец в Авиньоне", 1900, Музей Орсэ, Париж; "Константинополь.Ени-Джани", 1909, частное собрание, Брюссель).

Поль Синьяк "Папский дворец в Авиньоне"

"Папский дворец в Авиньоне". 1900 г.
Холст, масло. 73,5х92,5 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

С большой охотой и увлечением он писал Париж, его мосты, каналы, набережные - вообще все места, связанные с водой; приближаясь к окраинам, он вводил в пейзаж индустриальные мотивы, изображая заводы и их дымящиеся трубы ("Предместье Парижа", 1883, Музей Орсэ, Париж).

Так, сопоставляя в картине "Сена. Гренелль", 1899, частное собрание, Хельсинки) Эйфелеву башню и заводские трубы, он как бы говорит о существовании второго Парижа, рабочего.

Поль Синьяк "Завтрак"

"Завтрак". 1886-1887 гг.
Холст, масло. 89х115 см.
Рейксмюзеум, Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды.

Поль Синьяк "Портрет Феликса Фенеона"

"Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками". 1890 г.
Холст, масло. 73,5х92,5 см.
Музей Современного искусства, Нью-Йорк.

Портретные работы П.Синьяка не отличаются той искренностью и непосредственностью восприятия, как его пейзажи ("Завтрак" , 1886-1887, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Среди них выделяется "Портрет Феликса Фенеона на эмалевом фоне, ритмизованном размерами и углами, тонами и красками" (1890, частное собрание, Нью-Йорк), исполненный динамики завихряющихся орнаментальных узоров и свидетельствующий об интересе автора к проблемам монументально-прикладного искусства.

Литература:
1. Синьяк П. От Эжена Делакруа к неоимпрессионизму. Пер. с франц. М., 1913.
2. Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.