Картины импрессионистов

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я


Б

Барбизонская школа-объединение французских живописцев, положивших начало реалистическому пейзажу. Своим названием она обязана небольшой французской деревушке Барбизон, расположенной близ леса Фонтенбло, где в 1830-1860-е rr. любили работать художники этой группы. Излюбленными мотивами их творчества были обыденные, повседневные пейзажи, в которых они стремились передать разнообразные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Работая с натуры, барбизонцы обращали особое внимание на фиксацию непосредственного впечатления, разрабатывали методику тональной живописи, богатой световыми и цветовыми нюансами и валёрами. Своим творчеством они доказывали эстетическую ценность национального ландшафта.

К барбизонцам принадлежали Ж.Дюпре, Т.Руссо, Н.Диаз де ла Пенья, полотна которого наиболее точно соответствовали героико-романтической линии пейзажной живописи XIX в., а также Ш.Добиньи, занимавшийся детальной разработкой проблемы передачи световоздушной среды, и К.Труайон, включавший в пейзаж анималистический и жанровый стаффаж.

К барбизонцам были близки Э.Делакруа, Т.Жерико, К.Коро, Ж.Ф.Милле. Традиции Барбизонской школы оказали огромное влияние на дальнейшее развитие французского реалистического пейзажа, а также на развитие пейзажной живописи в европейских странах (И.Б.Ионкинд в Нидерландах, М.Мункачи в Венгрии и др.) и России (А.П.Боголюбов, Ф.А.Васильев, А.К.Саврасов и др.). Искусство мастеров этого направления сыграло огромную роль в становлении и развитии импрессионизма во Франции.


Блик (нем. Blick) - отблеск света. По шкале градаций светотени, используемой в живописи и графике, блик - это самое яркое световое пятно, лежащее на выступающих участках предмета, обращенных в сторону непосредственного источника света.

Характер блика в живописи зависит от нескольких основных факторов: в первую очередь от силы света, а также от формы и фактуры изображаемого предмета, так как разные материалы и поверхности по-разному отражают или поглощают световые лучи.


"Бубновый валет" - объединение московских живописцев, в состав которого входили В.Д. И Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, Н.И.Кульбин, М.Ф.Ларионов, А.В.Лентулов, К.С.Малевич, И.И.Машков, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк и др. Свое название, содержащее протест против претенциозных изысков, оно получило после одноименной выставки, организованной в 1910 г. его членами (старинное французское толкование игральной карты "бубновый валет", что означает "плут, мошенник").

Искусство художников, входивших в группy, представляло собой своеобразную реакцию на импрессионизм и развивалось в значительной степени как его эстетическая антитеза. Но именно открытия импрессионистов послужили основой их понимания художественной формы, в частности самоценности цвета. Стоящие перед ними задачи художники решали, в основном используя приемы постимпрессионизма (русский сезаннизм, фовизма, кубизма, а также русского народного искусства (изразцы, росписи, лубок и т. д.). Их излюбленными жанрами были пейзаж, портрет и натюрморт . Основные проблемы были связаны с передачей объема на плоскости и построением формы с помощью цвета, что способствовало выявлению материальной сущности изображаемой натуры.

Члены общества занимались организацией выставок, где представляли не только свои работы, но и картины В.В.Кандинского, А.Г.Явлинского, живших в Мюнхене, французских художников Ф.Валлоттона, Ж.Брака, К.Ван Донгена, А.Глеза, Р.Делоне, А.Дерена, А.Марке, А.Матисса, П.Пикассо, А.Руссо, П.Синьяка и др.

В 1917 г. объединение распалось, после того как из него вышли сначала В.Д. и Д.Д.Бурлюки, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, К.С.Малевич (1911), склонные к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму и организовавшие свою выставку под названием "Ослиный хвост", а затем П.П.Кончаловский, А.В.Куприн, А.В.Лентулов, И.И.Машков, В.В.Рождественский, Р.Р.Фальк, тяготевшие к традиционным приемам станковой живописи (1916-1917).


Бытовой жанр (франц. genre, нем. Sittenbild), жанровое искусство - один из жанров изобразительного искусства, основными темами которого являются сцены из повседневной, частной и общественной жизни человека, из крестьянского и городского быта. Истоки жанра уходят в глубокое прошлое (наскальные писаницы, росписи и рельефы Древнего Востока, античная вазопись, средневековая житийная икона и миниатюра, декор буддийских храмов и росписи храмов Древней Америки).

Его основные черты сложились в XIV, XV вв., а начиная с XVI в. он стал самостоятельным видом искусства благодаря творческой деятельности многих европейских художников (П.Брейгеля в Нидерландах, Микеланджело да Караваджо в Италии). Прекрасные образцы этого жанра в XVII в. продемонстрировали фламандцы П.Рубенс, Я.Иорданс, А.Брауэр, Д.Тернис, малые голландцы братья А.и И.Остаде, Г.Терборх, Я.Стеен, Я.Вермеер Делфтский, француз Л.Ленен. Дальнейшее развитие жанра было связано с изысканными и слегка ироничными галантными сценами и картинами домашней жизни, представленными французскими живописцами XVIII в. А.Ватто, Ф.Буше, Ж.Б.Шарденом, О.Фрагонаром, с уютными интерьерами на полотнах представителей немецкого, австрийского, русского бидермайера и романтизма XIX в.

В середине XIX в. в бытовом искусстве прочно утвердились демократические идеалы и социально-критическая направленность в изображении общественных отношений и бытовых ситуаций, связанные с именами О.Домье, Г.Курбе, Ж.Ф.Милле во Франции, А. Менцеля в Германии, А.Г.Венецианова, П.А.Федотова, В.Г.Перова, И.Е.Репина и художников-передвижников в России.

На рубеже XIX-ХХ вв. бытовой жанр приобретает новые черты: острая характерность и повышенный интерес к передаче оттенков ситуации и психологического состояния (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар во Франции), стремление проникнуть в вечные тайны бытия (П.Гоген во Франции, В.Э.Борисов-Мусатов, К.С.Петров-Водкин в России).


По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.