Картины импрессионистов

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я


Ц

Цвет (англ. colour, франц. couleur, нем. Farbe) - свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. В узком смысле слова цвет - это цветовой тон (синий, зеленый, красный и т. д.), который наряду со светосилой, насыщенностью и яркостью определяет отличительные особенности и основные свойства данного цветового оттенка.

В широком смысле под цветом понимается вся совокупность градаций, взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Цвет обладает огромной силой эмоционального воздействия, способного вызвать у зрителя сложную гамму чувств и настроений при восприятии им художественного произведения. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение.

Использование цвета в живописи опирается на цветовое богатство в природе, но в силу несовершенства используемых художником средств имеет ряд ограничений. Чтобы их преодолеть, в искусстве разработаны основные принципы создания колорита, которые помогают отобрать нужные тона и оттенки для образования соответствующей красочной гаммы.

В истории живописи известно несколько систем применения и трактовки цвета. Одна из них основана на локальном цвете, воспроизводящем цвет предмета в натуре или его символическое значение. При этом сопоставление различных цветов образует удивительные по выразительности декоративные сочетания. В основе другой системы лежит создание колористической аналогии реального мира при помощи наложения красочных слоев друг на другa, их просвечивания, использования системы тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров, позволяющих придать форме объем и определить ее место в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на изображаемый предмет света и различных атмосферных условий.

В XIX-ХХ вв. происходит постепенный отказ от локального и неизменяющегося цвета в пользу динамичного, раздробленного на основные цвета спектра.

В дальнейшем наблюдается переход к условному цвету, к его метафизическому значению, к цветовой экспрессии, служащей художнику средством самовыражения, а также цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастных холодных и теплых тонов и других средств, возникающих в процессе развития живописи.


По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.